Звук и его свойства

В архиве представлена презентация и комментарии к ней.
WinRAR archive.rar
Заархивированные данные 4.1 MB

Тема урока: «Звук и его свойства» 

Цели урока:

 -познакомить учащихся с характеристиками звука;

-научить различать звуки по громкости, тону, тембру;

-показать, как эти характеристики связаны с частотой и амплитудой колебаний;

-показать связь физики с другими предметами

Ход урока

I. Организационный момент

П. Изучение нового материала

 Слайд 1. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте уважаемые коллеги! Тема сегодняшнего урока «Звук и его свойства». Сегодня на уроке мы познакомимся с физическими и физиологическими характеристиками звука, научимся различать низкие звуки от высоких, громкие от тихих.

Задача каждого из вас, постараться совместными усилиями найти ответы на интересующие нас вопросы. Слайд 2, слайд 3

 

Слайд 4. Давайте сначала поиграем в небольшую простую игру: «Веришь не веришь?»Слайд5

Звуки дают возможность людям общаться друг с другом, несут им разнообразную информацию, доставляют эстетическое наслаждение, предупреждают об опасности.

Слайд 6. (слушаем  звуки) Услышав какой-то звук, мы обычно можем установить, что он дошел до нас от какого-то источника. Рассматривая этот источник, мы всегда найдем в нем что-то колеблющееся.

Слайд 7 Образующиеся в воздухе или другой среде сгущения и разряжения частиц распространяются и вызывают колебания, создают звуковые ощущения у человека.

Слайд 8. Музыкальные звуки издают различные музыкальные инструменты. Источники звука в них разные, поэтому музыкальные инструменты делятся на несколько групп:

1.  Ударные - бубны, барабаны, ксилофоны т. д. (здесь колеблются от удара палочки или руки натянутый материал, металлические пластинки и т. д.);

2.  Клавишные - пианино, клавесины (колебания струн вызывается здесь ударом по ним молоточков);

3.  Духовые - флейты, горны и фанфары, кларнеты, валторны, трубы (колебания столба воздуха внутри инструмента);

4.  Струнные  - скрипка, гитара и т. д.

Слайд 9   Посмотрим, что является колеблющимся телом в каждом случае.(рассказ по слайду)

Слайд10.    Практическая работа №1 Наблюдение источников звука ( с линейкой. Пригласить кого-нибудь из детей)

Опыт 1Зажмем упругую стальную линейку в слесарные тиски. Отведем верхний конец линейки в сторону и отпустим. Пластина колеблется, но звук мы не слышим.

Вывод: не всякое колеблющееся тело является источником звука.

Опыт 2Уменьшим длину стальной линейки, замечаем, что она начинает издавать звук, потому что колебания учащаются. Образование звука происходит тогда, когда линейка совершает 20 колебаний в 1 с. времени, называют частотой.

 

Слайд 11. Практическая работа №2 Наблюдение за голосовыми связками.

Слайд 12 Источником звука у человека являются голосовые связки. У человека существует целая система, позволяющая усилить звук, идущий от голосовых связок – грудь, голова (нос, щеки, язык, связки). Основное значение в производстве звука принадлежит гортани.

Голосовые связки могут быть длинными и короткими, толстыми и тонкими. Ларингологи установили, что связки у низких голосов длиннее, чем у высоких.

Колеблющиеся голосовые связки, язык, небо образуют звуковую волну.

В вокальной педагогике различают два резонатора: головной и грудной. Нижний, грудной резонатор придает певческому звуку более низкие тона. А верхний более высокие тона. Обладателям низких голосов следует использовать активнее грудной резонатор, а высоких - головной.

 

Попробуйте  взять высокий и низкий звук.

Колеблющиеся голосовые связки образуют звуковую волну. Но для того, чтобы человек произнес букву или слово, необходимо деятельное участие губ, языка, мягкого неба и т.д. Только слаженная работа всех органов голосообразования превращает простые звуки в пение.

 

Слайд 13 По действию, производимому на нас, все звуки делятся на две группы: музыкальные звуки и шумы. Чем они отличаются друг от друга?

Музыкальные звуки сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. Силу музыки, способной сплотить воедино мечты, стремления и домыслы человека, испытал на себе каждый из нас.

Установить различие между музыкой и шумом довольно трудно, так как -то, что может казаться музыкой для одного, может быть просто шумом для другого.

Однако большинство людей согласится с тем, что звуки, идущие от колеблющихся струн, язычков, камертона и вибрирующих голосовых связок певца, музыкальные. Но если так, то, что же существенно в возбуждение музыкального звука или тона?

Опыт показывает, что для музыкального звука существенно, чтобы колебания происходили через равные промежутки времени. Колебания струн, камертонов и т. д. имеют такой характер; колебания поездов, вагонов с лесом и т. д. происходят через неправильные, неравномерные промежутки времени, и производимые ими звуки представляют только шум.

 

 

Слайд 14 Чем же отличаются звуки друг от друга? Для характеристики звука существуют три важных понятия, физиологических характеристик звука. А называют их физиологическими потому, что они связаны с нашим восприятием. Физиологические характеристики звука связаны с физическими, которые позволяют различать громкие звуки от тихих, высокие от низких

Слайд 15  Громкость ( сначала по слайду)  Потом:   От звучащего музыкального инструмента волна распространяется во все стороны, и на расстоянии от него громкость звука, естественно, уменьшается. Для усиления звука служат корпусы инструментов

Слайд 16  Высота  ( сначала по слайду)  Потом Звук одинаковой частоты и громкости на различных инструментах звучит различно. Одна и та же нота, взятая разными певцами, звучит иначе. В мире создано много скрипок, и все они звучат по-разному. Особенно красивые звуки издают скрипки итальянских мастеров Страдивари и Гварнери. Эти скрипки не превзойдены по окраске звучания. Качество звука, связанное с "окраской", получило название – тембр. Это  третья характеристика звука.

Слайд 17 Тембр   Получить чистый звук со строго определенной частотой колебаний, даже при полном отсутствии посторонних шумов, очень трудно, и вот почему. Любое колеблющееся тело издает не только один основной звук. Его постоянно сопровождают звуки других  частот. Эти "спутники" всегда выше основного звука и называются поэтому обертонами, т. е. верхними тонами. Однако не стоит огорчаться существованием этих "спутников". Именно они - то и помогают нам определить звук одного инструмента от другого и голоса различных людей, если даже они равны по высоте. Каждому звуку обертоны предают своеобразную окраску или, как говорят, тембр. И если основной звук сопровождается близкими ему по высоте обертонами, то сам звук кажется нам мягким, "бархатным". Когда  обертоны значительно выше основного тона, мы говорим о неприятном "металлическом" голосе или звуке.

 

Слайд 18   В среднем активный человек вовлечен в речевое общение примерно 10-11 ч в сутки, из них 75% времени он слушает и говорит и только 25% времени читает, пишет, работает на компьютере. Вот как велика «звуковая нагрузка» на человека.

9% информации человек воспринимает с помощью слуха.

А как мы слышим? Давайте разберемся, как устроено ухо и как оно делает возможным получение информации с помощью звуков.

Слайд 19  Выступление Быковой Екатерины.(приложение 1)

Проблемный вопрос: Чем можно объяснить тот факт, что человек может слышать звуки только в определенном диапазоне (20-20000 Гц)?

Ответ на проблемный вопрос: На основании наблюдений и экспериментальных данных можно сделать вывод, что отличия в восприятии звуков разными животными и человеком связаны, прежде всего, с адаптацией организмов в процессе эволюции к определенной среде обитания.

Человеческое ухо – уникальный по чувствительности слуховой прибор. Остается загадкой высокая чувствительность уха, ведь человек легко улавливает на слух шорох, звуковое давление которого на барабанную перепонку в 30 миллиардов раз меньше атмосферного давления. Ученые подсчитали, что при таком перепаде давления барабанная перепонка смещается на расстояния, меньшие, чем размер атома. Кажется, однозначно можно сделать вывод: звук полезен! Однако звуки не всегда играют полезную роль. Недавние исследования ученых показали, что снижение слуха у жителей планеты происходит такими темпами, что в скором будущем этот недуг может оказаться настоящим бедствием.

Слайд 20   А что можно сказать о влиянии звука на человека? Этот вопрос я задала ученикам и вот какой ответ получила. (Выступление Поляковой Анастасии) (приложение 2)

Вопрос к участникам проекта И какую же музыку вы рекомендуете к прослушиванию?

Лучшая музыка для уха-классика. Влиянием музыки на состояние здоровья человека люди интересовались с древних времен. Тогда же выявили и самый действенный с точки зрения лечебного эффекта компонент музыки (он же и самый старый) - ритм.
Сегодня музыкальная терапия используется для уменьшения боли, страха, напряжения, повышения тонуса организма, лечения депрессии, для медицинской реабилитации и для сопровождения физических занятий

.Вопрос к участникам проекта

Почему именно классика? Я понимаю, что классика должна оказывать весьма благотворное влияние, но душа к ней не очень-то лежит. У каждого есть своя музыка - кто-то на ней вырос, кто-то просто услышал и, неизвестно почему, но она понравилась, затронула струны души.

Восприятие мелодичной музыки вызывает у человека замедление дыхания, учащение пульса, благоприятно влияет на сон. Дисгармоническая музыка приводит к эффектам противоположного характера. Убаюкивание успокаивает младенца, грубые слова, наоборот, расстраивают его.

Звуки – шумы определенного диапазона (2-3кГц) и большой мощности вредны для людей, как ослепительный свет. Исследования показали, что если шум по своему энергетическому балансу мощнее иммунных сил клетки или группы клеток, то он может явиться как раз тем самым раздражителем, который нарушает структуру и обмен веществ в клетке. Например, при прослушивании рока слушатели погружаются в мощный звуковой поток, лишаясь способности правильно ориентироваться, принимать самостоятельные решения. Бывали случаи, когда переизбыток высоких или низких частот приводил к травмам мозга, а то и к смерти слушателей. Нередки случаи так называемых «звуковых ожогов» – потери слуха и памяти

А что можно сказать о влиянии шума на человека. Этот вопрос я тоже задала своим ученикам и вот что  они узнали.

 Слайд 21  Выступление Черкасовой Александры (приложение 3)

Ш. Закрепление. Сегодня на уроке мы познакомились с характеристиками звука, узнали какие физические величины, определяют эти характеристики. В качестве закрепления давайте ответим на пару вопросов

Слайд 22  Давайте посмотрим на  график и ответим на вопрос

Слайд 23 А теперь скажите …

Ну и в конце я предлагаю вам решить кроссворд и записать творческое домашнее задание под вальс Свиридова

 

 

Домашнее задание

  1. Я предлагаю вам найти ответы на вопросы: Как разговаривают рыбы, за счет чего получается звук у певчих птиц? Как получаются скрипучие звуки у некоторых жуков?
  2. Применение звуков, инфразвуков и ультразвуков в практической деятельности людей.

Спасибо за урок. До свидания.

 

 

Информационные источники

Ø Морозова Е.А. Обобщающие уроки по физике с учетом межпредметных связей. М.: Издательство МОС – Дис «Система» 1991г. 124 с.

Ø Перельман Я.И.Занимательная физика

Ø Готт В.С. Удивительный неисчерпаемый познавательный мир. М. Знание, 1974 г.

Ø Агранат Б.А. и др. Основы физики и техники ультразвука. – М., 1987.

Ø Баулан И. За барьером слышимости. – М., 1971.

Ø Хорбенко И.Г. Звук, ультразвук, инфразвук. – М., 1986.

Ø Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. – М., 2002